Якоб Нильсен – один из самых известных специалистов по юзабилити, активно работавший над повышением удобства использования еще с 90-х годов XX века. В процессе работы он выявил и обобщил эвристики/правила/законы, которые нужно соблюдать, чтобы сайт был по-настоящему удобен пользователю. Если вы прочитаете ГОСТ Р ИСО 9241-210-2016 и другие из этой серии, определяющие стандарты эргономики взаимодействия человека и системы, то заметите, что за основу как раз взяты законы Нильсена. В этой статье разберем их подробнее, в том числе с примерами из ГОСТов.
Прежде чем перечислять сами законы юзабилити Якоба Нильсена, разберемся с термином и важностью для владельцев сайтов. Usability (пригодность использования, или удобство использования) – это свойство товара, услуги или площадки, которое позволяет пользователю достигать определенной цели с высокой эффективностью, результативностью и внутренней удовлетворенностью. В ГОСТе отдельно отмечено, что важно учитывать не только простоту и легкость взаимодействия, но и личные эмоции и ощущения человека.
После каждого совершенного действия посетитель должен понимать, что сейчас происходит:
Это снимает страхи и опасения пользователя, исключает ситуацию неизвестности, когда он не знает, прошел ли платеж, сайт сломался или просто завис из-за слабого интернета. Кроме того, соблюдение этого правила повышает доверие посетителя к сайту, исключает ошибочные конверсии.
Посетитель сайта не обязан знать, что такое редиректы, проблемы VPN и т. п. Если страницы на сайте нет, не оставляйте «404 Not Found», пишите, что такой страницы больше нет, и предоставляйте возможность вернуться на предыдущую страницу, главную или в каталог. То же самое, если сайт временно недоступен, для знакомства с каким-то контентом нужно отключить экономию трафика в браузере и т. п.
В рамках этого закона юзабилити можно говорить об использовании «хлебных крошек», чтобы пользователь легко мог вернуться на шаг или два назад, а не начинать все заново. То же самое с заполнением форм: обидно, когда из-за одной ошибки, например, неправильного адреса или другой даты доставки, приходится заполнять все заново. На некоторых площадках полезно реализовать возможность отмены последнего действия, например отказа от введения промокода, удаления аккаунта, перехода по внешней ссылке.
Пользователи видят много сайтов и знают о стандартных обозначениях и расположении, не стоит это менять, чтобы не путать его. Так, в ГОСТе, например, указано, что неактивные элементы лучше выделять серым. Какие еще стандарты стоит соблюдать?
Это лишь некоторые стандартные принципы, характерные для большинства площадок и понятные всем пользователям.
Одна из самых частых причин провала конверсии – ошибки при заполнении контактных данных. Пользователи периодически неправильно указывают номер телефона, при указании адреса электронной почты путают .com и .ru и т. п. Используйте Вебвизор, чтобы посмотреть, почему целевое действие оказывается незавершенным, и закладывайте проверку на эту ошибку в интерфейсе. В большинстве CRM есть стандартные правила валидации, позволяющие отследить, что в поле с номером телефона пользователь указал именно цифры, а в почте – адрес с @; также есть возможность автоматической замены слов с ошибками на корректные при использовании строки поиска.
Это правило особенно важно для карточек товара. Не заставляйте пользователя искать отдельно страницу о доставке, высчитывать вручную сроки и думать о возможных вариантах оплаты или доступных цветах. Вся влияющая на покупку информация должна быть показана сразу.
Если вы работаете с сайтом швейной мастерской, в форме оформления заказа можно сделать всплывающие подсказки, показывающие, как правильно замерить длину брюк, ширину талии и другие параметры для пошива одежды.
Хотя портреты целевой аудитории достаточно четкие и конкретные, каждый человек уникален. Позвольте ему сохранить свою уникальность: используйте простые (для новичков) и сложные (для опытных) фильтры, предоставьте максимум способов связи, адаптируйте размеры графики с учетом экрана пользователя и т. д.
Основные элементы должны быть заметными, а дополнительные стоит открывать при нажатии или наведении на кнопку. Так сейчас делают многие сайты, скрывая под кнопкой «Связаться» или аналогичной все варианты контактов с автоматическим переходом в чат, от WhatsApp до «ВКонтакте».
На экране должно быть достаточно свободного пространства, это снимает напряжение с пользователя и позволяет лучше понять ваше предложение. Если текст длинный, используйте оглавление с якорными ссылками. Максимально уменьшайте количество полей в формах заявок, а если невозможно, разбивайте процесс на этапы.
Мы уже говорили об использовании стандартных обозначений, той же кнопки «Домой». Добавим, что и в целом логика должна быть понятна. Например, кнопки нужно выделять одним цветом, активный пункт меню подсвечивать или выделять рамочкой. Каждый цвет должен ассоциироваться у пользователя с определенным действием, это упростит его работу с вашим сайтом.
Как видите, основные законы юзабилити Якоба Нильсена просты и понятны. Они направлены на то, чтобы пользователь остался доволен взаимодействием, мог легко достичь своей цели, а значит, повышал конверсию вашего сайта и продажи компании в целом. Наши специалисты имеют большой опыт в работе с юзабилити, более того, понимая, насколько это важно, мы предоставляем юзабилити-аудит всем нашим клиентам бесплатно. Хотите заключить с нами договор или уточнить подробности сотрудничества? Позвоните нам или напишите свой вопрос в чат.
Если у вас есть вопрос